Автоматизация звука Ц

                ЗанятиеN 1

Цель
 Автоматизация звука Ц в прямых слогах, в словах с этими слогами в начале слова

«Сверчок» — произноси многократно звук ц.
Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
ца ца—цу—цо
цо цо—цы—ца
цу цу—це—цы
цы цы—ца—це
це це—цо—'цу
3. Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цаца...          цоцо,..        цуцу...         цыцы...   цеце...                                                           цаца...          цоцо...        цуцу...         цыцы...          цеце...                                                                цацаца...      цоцоцо...    цуцуцу...     цыцыцы...     цецеце...
4. Повтори, прочитай слова.
а)   цапля цепь цирк
цоканье церковь цифра
царь центр циркуль
б)  цукат цена цыган
царапина целлофан              цыплёнок
цап-царап цемент цилиндр
5. Поиграй в игру «Один — много».
цель — цели цапля — цапли царь — цари
цепь — ... цыганка — ... цифра — ...
цех — ... цыплёнок — ... центр — ...
циклон — ... циклоп — ... циферблат — ...
6. Замени первый звук в слове на звук ц. Какое новое слово
получилось? Напиши его.
мель — цель белый —
мех — вари —
ларь — капля —
вены —
дукат —
                                      Занятие№ 2
Цель: Автоматизация звука ц в начале слова в прямых слогах, в предложениях с этими словами

7. Изменяй предложения.
Я ем цветные цукаты. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...
Я целую цыпленка.
Я цепляю цепь к цилиндру.
Я царапаю цифру циркулем.
8. Повтори, прочитай предложения.
Мама целует Цилю. На лугу много целебных цветов.
Циля любит цукаты. Муха-Цокотуха цокает каблуками.
Цыган купил цыплёнка. На арене цирка цирковой клоун.
Это цена на цемент. В центре города много церквей.
Царь идёт в церковь. На циферблате цветные цифры.
Цибик охраняет цыплят. Мама цедит целебный отвар.
   9. Что из чего? Скажи, какое.
Пакет из целлофана — целлофановый.
Плита из цемента — ...
Музыка для церкви — ...
Конь из цирка— ...
Улица в центре — ...
Крыша из цинка — ...
Картинки в цвете — ...
10. Доскажи слово в рифму.
1) Капают, капают на болото капли.
Бегают, бегают по болоту ...
В. Лунин
За кошкой бежит котёнок,
За курицей — ...
Я хочу вплести в венок
Яркий маленький ...
Слова: цапли, цыплёнок, цветок.

Занятие № 3
Цель: Автоматизация звука Ц в прямых слогах и со стечением  согласных в середине слова
1. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
аца ца—аца    аца—оцо—уцу
оцо   цо—оцо    оцо—уцу—мцы
уцу   цу—уцу    уцу—ицы—эце
ицы                  цы—ицы          ицы—эце—аца
эце це—эце    эце—аца—оцо
2. Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цацу...          цуцы...          цыце...         цуцо...           цеца...                                                                        цацу...          цуцы...          цыце...         цуцо...           цеца...                                                                  цацацу...      цуцуцы...      цыцыце...    цуцуцо...       цецеца...
3. Повтори, прочитай слова.
а)   лицо оценка гиацинт овца
яйцо пинцет бацилла мерцание
кольцо лицей медицина рецепт
крыльцо офицер вакцина концерт
танцор прицеп мотоцикл прицел

б)   улица поцелуй лекция официант
единица блюдце акация аукцион
больница герцог инфекция панцирь
пуговица глицерин милиция принцип
мельница концентрат дикция порция
курица процедура авиация операция
рукавица рыцарь квитанция информация
4. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.
а)   оценка     б) квитанция в милицию
пинцет         лекция по медицине
мотоцикл официант с блюдцем
офицер концерт в больнице
5. «Он — она». Изменяй слова по образцу.
умник — умница работник — работница лев — львица
модник —... певец —... орёл —...
ленивец — ... преподаватель — ... петух — ...
баловник — ... герцог — ... медведь — ...


занятие  4
Цель: Автоматизация звука Ц  в прямых слогах, со стечением согласных  в начале и середине  слова, в предложениях с этими словами ,
6. Повтори, прочитай предложения.
Цапли ходят по болотцу.
Циля была в больнице.
У певицы кольцо на пальце.
У ленивицы единица в дневнике.
У младенца цветное одеяльце.
У крыльца цветёт акация.
У милиционера мотоцикл.
В цирке танцует медведица.
Папа цепляет прицеп к машине.
У Нины на лице и пальцах царапины.

7. «Что куда кладут?» Продолжи предложение. Покажи
правильные варианты линиями.
Мыло кладут в ...  пепельница
Хлеб кладут в ... вафельница
Пепел стряхивают в ... мыльница
Конфеты кладут в ... хлебница
Вафли готовят в ... пудреница
Пудру хранят в ... конфетница
8. Изменяй предложения.
1) Я подцепил инфекцию. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...
Я оцениваю ответ на единицу.
Я поцарапал лицо ветками акации.
Я прицеплю прицеп в конце концов.
Выучи скороговорки.
Из колодца водица льётся.
У кольца нет конца.
Идёт молодица на улицу по водицу.
У овцы — ягнёнок, у курицы — цыплёнок

Занятие № 5
Цель: Автоматизация звука Ц в прямых и со стечением согласных слогах в середине слова, в стихотворении
Прочитай, повтори слова. Найди в строке «лишнее» слово.
Объясни, почему оно лишнее.
курица, цыплёнок, овца, львица                                        орлица, медведица, львица, куница                                         танцор, официант, цыган, милиционер                           хлебница, конфетница, вафельница, яйцо
. Подумай, как связаны между собой слова в паре.
Подбери второе слово, подходящее по смыслу.
Школьник — школа,
 больной — больница.                  Профессор — лекция, певица — ...                 Медведица — медвежонок, курица — ...    Зверь— морда, человек — ...                          Уши — серёжки, пальцы — ...                        Мыло — мыльница, хлеб — ...                        Кузнец — кузница, мельник — ...                 Росток — зерно, цыплёнок — ...                   Халат — дом, рукавицы — ...                           Умник — умница, модник — ...
Слова: концерт, цыплёнок, лицо, кольца, хлебница, мельница, яйцо, улица, модница.
Выучи стихотворение.
Прицепилась буква «Ц»                               На колодце, на крыльце,                         На царе и на царице,                           На певце и на певице.
С. В. Жихарева

Занятие 6
Цель: Автоматизация звука Ц в обратных слогах в конце слова и в прямых слогах в середине, в предложениях с этими словами
«Сверчок» — произноси многократно звук ц.
Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
а)   ац ац—уц—оц б) цац цац—цуц—цыц
оц уц—иц—ац цоц цоц—цыц—цуц
уц оц—ац—иц цуц цуц—цоц—цац
иц иц—оц—уц   цыц цыц—цац—цоц
Прочитай слоги по столбикам и строчкам.

ацма ацка ацпа ацна ацта ацха
оцмо оцко оцпо оцно оцто оцхо
уцму уцку уцпу уцну уцту уцху
       ицмы          ицки     ицпы     ицны     ицты              ицхи
4. Повтори, прочитай слова.
конец голубец палец боцман
боец холодец танец клёцки
молодец рубец колодец перец
леденец дворец младенец доброволец
огурец мудрец ранец царица

Ец-ец-ец – Вова – молодец.
Ец-ец-ец – сидит в гнезде птенец.
Иц-иц-иц – для уколов нужен шприц.
Иц-иц-иц – много в городе больниц.
Ца-ца-ца – цапля, улица, пыльца.
Ца-ца-ца – магазин без продавца.
Ца-ца-ца – это комната отца.
Ца-ца-ца – мы встретили бойца.
Цо-цо-цо – мы выходим на крыльцо.
Цо-цо-цо – знакомое лицо.
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.
     Цу-цу-цу – мы едем по кольцу.
Цу-цу-цу – дали комнату певцу.
Цу-цу-цу – напиши письмо отцу.
Цу-цу-цу – дали нам по огурцу.
Цу-цу-цу – киска тянется к яйцу.
Цы-цы-цы – зайцы, мельницы, птенцы.
Цы-цы-цы – мы помыли огурцы.
Цы-цы-цы – мы хорошие певцы.
Цы-цы-цы – помойте огурцы.
Цы-цы-цы – летят на юг скворцы.
Це-це-це – отдыхаем на крыльце.
Це-це-це – много зёрен в огурце.
целое яйцо        ценное кольцо
птенцы птицы        цементный цоколь
цветная циновка        цветное полотенце
целый огурец        цветные кольца
цветная пыльца        цветной ситец

7. «Мы и он». Продолжи предложения по образцу.
Мы целимся в цель, и он целится в цель.                               
Мы цепляемся пальцами, и он ...                                             
Мы царапаемся, как коты, и он ...                                     
Мы целуемся с отцом, и он ...

8. Посчитай слова от 1 до 5.
а)    яйцо    б) немецкий боцман
индеец            младенец с леденцом
певец детская порция
клёцка поцарапанный палец

Занятие 7
Цель: Автоматизация звука Ц в обратных слогах в конце слова, в предложениях с этими словами, стихотворениях


9. Повтори, прочитай предложения.
Бойцы целятся в цель.                                                   
Немец говорит по-немецки.                                                   
 У младенца цепкие пальцы.                                               
 Ленивец целый день ленится.                                         
Мама готовит голубцы и холодец.                                 
Будет концерт в детской больнице.                           
Танцоры танцуют турецкий танец.                                       
У продавца много грецких орехов.                                       
У Цили детская порция холодца.                                 
Хирург делает операции в больнице.
10. Изменяй предложения.
Я танцую немецкий танец. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...
Я нацепил кольцо на палец.
Я ем огурец и перец.
Я пойду на концерт турецкого певца.
12. Выучи стихотворения.
1) Цыганка глядела царице в лицо,
На палец царице надела кольцо.
С. Жихарева
2) Царь-девицу под венец
Везёт в церковь царь-отец.
С. Жихарева
Занятие 8
Цель: Дифференциация звуков Ц-Ть в слогах, словах и предложениях

1. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
а)   ца—тя ца—ца—тя б) ать—ац
ать—ац—ац
те—цо
те—те—цо
оц—оть
оц—оц—оть
цу—тю
цу—тю—тю
уть—уц
уц—уть—уц
ти—цы
ти—цы—цы
иц—ить
ить—ить—иц
це—те
це—те—це
еть—ец
еть—ец—еть
в) цать
цать—цуть—цыть
г) тяц
тяц—тиц—тюц
цоть
цыть—цоть—цеть
тёц
тёц—тюц—тец
цуть
цуть—цать—цоть    
тюц
тиц—тяц—тёц
цыть
цеть—цыть—цуть
тиц
тюц—тец—тиц
цеть
цоть—цеть—цать
тец
тец—тёц—тяц
2. Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цатя...        тёцо...       цутю...        тицы...          цете...                                                                  цатя...        тёцо...       цутю...        тицы...          цете...                                                              тятяца...     цоцотё...    цуцутю...    цыцыти...     тетеце...

3. Повтори, прочитай слова.
теплица отец целовать
темница телец цокать
пятница птенец уцелеть
полотенце пехотинец оценить
каракатица телятница подцепить
репетиция охотница танцевать
4. «Скажи, сколько».
— овца — одиннадцать овец 19 — полотенце — ...
— птенец—... 20 — яйцо —...
— пинцет—... 30 — пехотинец—...
15 — китаец—... 50 —цыплёнок—...
5. «Назови ласково».
дело — дельце брат — братец
тело — ... одеяло — ...
болото — ... метель — ...
платье — ... вода — ...
мыло — ...                                       пальто — ...
покрывало — ... дерево — ...
6. Изменяй предложения.
1)Я видел птенцов цапли. Ты... Он...Она... Мы... Вы... Они...
Я надену в пятницу цветное платьице.
Я поливаю перец в теплице.
Я вытираю лицо полотенцем.

Занятие 9
Цель: Дифференциация звуков Ц-Ть в слогах, словах и предложениях

7. Повтори, прочитай предложения.
Отец был пехотинцем.
В темнице томится девица.
Мама покупает пятнадцать яиц.
В пятницу отец купит мотоцикл.
Телятница поит телят водицей.
За оконцем метёт метелица.
Львица охотится на антилоп.
В детском саду путаница с полотенцами.
Орлица гордится птенцами.
В теплице огурцы и перец.
В лицее идёт репетиция концерта.
Отец вытирается цветным полотенцем.
8. «Мы и он». Продолжи предложение по образцу.
Мы катимся под горку, и он катится под горку.                                          
Мы обтираемся полотенцем, и он ...                                                           
 Мы теряемся на концерте, и он ...                                                                 
Мы подтягиваемся на руках, и он ...                                                                 
Мы тратимся на платьица, и он ...
9. Составь предложения по образцу с данными словами.
Пример: Телёнок, пить — Телёнок не пьёт, ему не пьётся.
Птенец, летать Котёнок, играть
Птица, петь Дети, спать
10. Повторяй скороговорки И. Сухина.
Птенец у птицы — умница.
Эта покупательница — любительница пиццы.
В темнице на цепи боец:
— Отцепите цепь, отцепите!
4) У нанайца отец — нанаец,
китайца отец — китаец.


Занятие 10
Цель: Дифференциация звуков Ц-С в слогах, словах и предложениях
1. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
а)  са—ца ца—ца—са
б) ац—ас ас—ац—ац
цо—со со—со—цо
оц—ос оц—оц—ос
цу—су цу—су—су
ус—уц ус—уц—ус
сы—цы сы—цы—сы
ис—иц ис—ис—иц
сэ—це це—сэ—це
ец—ее ец—ее—ец
в)  сац сац—суц—сыц
г) цас цас—цос—цус
соц соц—сэц—сац
цос цос—цус—цыс
суц суц—сац—сэц
цус—цыс—цес
сыц сыц—соц—суц  
цыс цыс—цес—цас
сэц сэц—сыц—соц
цес цес—цас—цос
2. Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цаса...        соцо...          цусу...         сыцы...         цесэ...                                                               цаса...         соцо...          цусу...         сыцы...         цесэ...                                                                   сасаца...      цоцосо...      цуцусу...    цыцысы...     сэсэце...

3. Повтори, прочитай слова.
спица гусеница песец сцена
станция лестница месяц бицепс
синица пословица постоялец процесс
ситуация бессонница ситец царство
столица гостиница красавец принцесса
солнце масленица иностранец нарцисс
страница ресница скворец цистерна
сердце устрица сорванец сценарий
4. « Назови ласково ».
масло — маслице строение — строеньице
письмо — ... кресло — ...
сало — ... стихотворение — ...
5. Посчитай слова от 1 до 10.
а)    синица   б)   высокая лестница
гусеница медицинская консультация
испанец письмо для постояльца
нарцисс иностранная принцесса
6. Повтори, прочитай предложения.
а) Светит солнце.  б) Васе семнадцать лет.
Светит месяц. Зоя будет специалистом по цветам.
Выследили лисицу. Сегодня целый день светит солнце.
Гостиница в столице. У синиц вылупились птенцы из яиц.
У отца бессонница. Весной отец посадил лиственницу.
Конец масленицы. Песец охотится на птиц и птенцов.
Песня скворца. В столице много иностранцев.
Стоится лестница. Принцессе дарят драгоценности.
Исписали страницу. Нарциссы расцветают весной.
Красавец на сцене. У Констанции красивые ресницы.

Занятие 11
Цель: Дифференциация звуков Ц-С в словах и предложениях, в стихотворении
Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
7. Изменяй предложения.
Я остановлюсь в гостинице. Ты... Он... Она... Мы... Вы...
Они...
Я станцую испанский танец.
Я сцепил пальцы вместе.
Я снимаю ситцевое платьице.
Я слеплю из пластилина месяц и солнце.
Я нарисую лисицу и песца.
Я раскрою раковину устрицы.
Я расцелую сестрицу и братца.
«Я и она». Продолжи предложение по образцу.
Я спускаюсь по лестнице, и она спускается по лестнице.
Я интересуюсь танцами, и она ...
Я собираюсь идти на станцию, и она ...
Я испугаюсь гусеницы, и она ...
Я стесняюсь выступать на сцене, и она ...
Я хвастаюсь своими оценками, и она ...
Я весело смеюсь в цирке, и она ...
Я сержусь на сестрицу, и она ...
11. Выучи скороговорки.
Орёл — царь-птица, а сокола боится.
Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.
Сеня ест хлебец с сальцем, а Соня с маслицем.
12. «Он — она».
писатель — писательница спутник — спутница
воспитатель — ... первоклассник — ...
всадник—... ровесник—...
странник — ... скромник — ...
красавец — ... мастер — ...
13. Выучи стихотворение.
Сорванцы
Однажды на концерте                                    
 Сидели сорванцы,                                       
Со свистом и со смаком                       
Сосали леденцы.
Э. Огнецвет

Занятие 12
Цель: Дифференциация звуков С-З-Ц в слогах словах и предложениях, в скороговорке.
1. Повтори, прочитай цепочки слогов.
за—за—ца са—за—ца сва—зва—цва
цо—цо—зо зо—со—цо змы—смы—цмы
зу—цу—зу цу—зу—су цно—сно—зно
цы—зы—цы зы—цы—сы слу—цлу—злу
2. Повтори, прочитай слова.
заяц кавказец зацепка сигнализация
кузнец мизинец безделица заусеница
близнец незнакомец разница самозванец
образец француз заграница знаменосец
3. « Назови ласково ».
здание — зданьице каша — кашица
зеркало — ... кожа—...
задание — ... лужа — ...
озеро — ... украшение — ...
4. «Скажи, сколько».
— заяц — шесть зайцев             
12 — французское слово — ...— зацепка — ...
13 — зелёная гусеница — ...— ножницы — ...
15 — синяя стрекоза — ...— жилец — ...
16 — знаменитый кузнец — ...— шприц — ...
17 — знакомый испанец — ...
5. Повтори, прочитай предложения.
Лисицы охотятся на зайцев.
На улице завыла сигнализация.
У Зины от солнца слезятся глаза.
Модница носит кольцо на мизинце.
У соседки родились близнецы.
Свете сегодня нездоровится.
У сестрицы много заусениц на пальцах.
Детям нельзя разговаривать с незнакомцами на улице.
6. Изменяй предложения.
Я зажмурю глаза от солнца. Ты... Он... Она... Мы... Вы...
Они...
Я познакомлюсь с соседом в поезде.
Я посажу шесть саженцев берёзы.
Я съездил во Францию и Турцию.
7. Выучи скороговорку.
Все обезьяны — такие проказницы:                            
Громко смеются и весело дразнятся.
По Л.Парамоновой

Занятие 13
Цель: Дифференциация звуков С-З-Ц  словах и предложениях
8. Продолжи предложение по образцу.
У Сони серые глаза — она сероглазая.
У Зои зелёные глаза — она ...
У Сани светлые волосы — он ...
У Кузьмы рыжие волосы — он ...
У Лизы круглое лицо — она ...
У слона толстая кожа — он ...
У зайца короткий хвост — он ...
9. Прочитай, повтори слова. Назови всё одним-двумя словами.

Пример: двойка, пятёрка, единица — оценки.
стрекоза, оса, гусеница — ...
цапля, зяблик, синица — ...
нарцисс, гладиолус, роза — ...
сыроежка, подберёзовик, подосиновик— ...
кукуруза, лиственница, пшеница — ...
заяц, лисица, лось — ...
маслёнка, супница, блюдце — ...
скрипка, саксофон, гусли — ...
грузовик, самолёт, мотоцикл — ...
дзюдо, бокс, теннис — ...
певец, сапожник, кузнец— ...
Слова: насекомые, дикие птицы, садовые цветы, съедобные грибы, растения, звери, посуда, музыкальные инструменты, транспорт, виды спорта, профессии.
10. На каких языках говорят в разных странах?
Продолжи предложение по образцу.

Пример: В Италии говорят на итальянском языке.
Во Франции говорят на ... В Японии говорят на ...
В России говорят на ... В Китае говорят на ...
В Англии говорят на ... В Германии говорят на ...
В Испании говорят на ... В Дании говорят на ...
В Грузии говорят на ... В Швеции говорят на ...      

Занятие 14
Цель: Автоматизация звука Ц  и дифференциация звуков С-Ц в стихах


В детской комнатке

Ситцевое платьице,                       
Маленькое креслице.                 
Славненькая куколка                   
 Настеньке ровесница.
По Л. Парамоновой


Зима наступила

 Недавно к нам в оконце               
Целый день глядело солнце.                          А теперь пора настала —                                                                           
 В поле вьюга загуляла.
Я. Купала
Цветы

Как у нас на нашей грядке                            Столько цветиков цветёт!                              Маргаритки, ноготки,                                    Астры — пёстрые цветки.
Е. Благинина

И. Демьянов

Занятие 14 а
Цель: Автоматизация звука Ц  и дифференциация звуков С-Ц в стихах


Из колодца принесла...
Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей семьёй
Побежали мыться.
Только Цып стоит в сторонке,
Не желает мыться.
Потому что, как огня,
Он воды боится.

Метелица
Над кузницей, мельницей
Вьётся метелица,
По лесу танцует
И по полю стелется.
А зайцы метелицы
Не боятся,
Под снегом танцуют
И веселятся.
И. Лопухина
Продавец

Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрёшки расписные,
Есть машинки заводные,
Золотые рыбки
И всем нам — по улыбке.
В. Степанов


Этот заяц барабанит,
Этот заяц траву косит,
Этот заяц воду носит,
Этот заяц петь умеет.
Серый заяц - такой умелец!
 
Занятие 15
Цель: Автоматизация звука Ц  и дифференциация звуков С-Ц в стихах


Лось

В озерцо смотрит лось.
Удивляется, небось:
Небосвод, месяц, лось...
И откуда всё взялось?
По Н. Кордо



Гуси
Гуси и гусята на ножки                               
Красные надели сапожки.                               
 И пошли гуськом, вереницей,                     
Чтоб водицы в корыте напиться.
По Г. Бойко


В магазине

В магазин пришли с работы                          Покупатели-еноты                                   
Покупать у продавца                           
Два солёных огурца.
Говорит продавец:
Две копейки огурец!
Дайте нам по огурцу!
Заплатите продавцу.
Берёзка

У красы-берёзки платье серебрится.
У красы-берёзки зелены косицы.
Со двора к берёзке выскочили козы.
Стали грызть берёзку, а берёзка — в слёзы.

П. Воронько


Много песен  у певицы.
Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.

Занятие 16
Цель: Автоматизация звука Ц  и дифференциация звуков С-Ц в стихах


У цапли птенцы
Такие удальцы!
На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей целый день.

У наседки, наконец,
Вылез из яйца птенец.
Глядит наседка на птенца,
Глядит, не налюбуется.
Будет Петенька певец,
Как петух - его отец.

Жила-была умница,
Умница, разумница.
Про умницу-разумницу
Знала вся улица -
Петух да курица.

Есть в зоопарке звери и птицы.
Львицы, лисицы, зайцы, куницы,
Цапли, цыплята, синицы, скворцы,
А у скворцов есть птенцы.
Цыплятки
Цып-цып-цып, цыплятки!
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся Натки.
Возле кадки блюдце,
Все они напьются.
С. Маршак

Цапля объясняет
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву «Ц».
- Подойди, цыплёнок Цып!
Повторяй-ка, цып-цып-цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.

Г. Сатир.
Занятие 17
Цель: Автоматизация звука Ц в тексте.

В цирке
Папа повёл Цилю в цирк. В цирке Циля видела, как медведи­ца катается на мотоцикле, как канатоходец передвигается по канату, как цирковой клоун кувыркается на трапеции.
Циле понравилось в цирке.
ВОПРОСЫ:
Куда папа повёл Цилю?
Что делала медведица в цирке?
Кто передвигался по канату?
Кто кувыркался на трапеции?
Кому понравилось в цирке?

Занятие 18
Цель: Автоматизация звука Ц в тексте.



Курица и ворона

На улице у крыльца гуляли курица и цыплята. Увидела цып­лят ворона, да как кинется на них. Цыплята юркнули под крыль­цо, а курица на крыльцо. Ворона и курица вцепились друг в друга, и давай бороться. Наконец, ворона улетела. И опять курица и цыплята гуляют у крыльца.
ВОПРОСЫ:
1)      Кто гулял на улице у крыльца?
2)      На кого кинулась ворона?
3)      Куда юркнули цыплята?
4)      Что сделали курица и ворона?
Цапка-царапка
Отец подарил Циле котёнка. Она хотела нацепить ему бан­тик. Котёнок как вцепится в ленту, как царапнет Циле палец! Поэтому Циля дала котёнку имя Цапка-царапка.
ВОПРОСЫ:
1)      Кого отец подарил Циле?
2)      Что хотела нацепить Циля котёнку?
3)      Как котёнок поцарапал палец у Цили?
4)      Какое имя дала Циля котёнку?

          Занятие 19
Цель: Автоматизация звука Ц в тексте.
 Кольцо

Царевна гуляла недалеко от дворца. Грело солнце, пели птицы. Царевна рвала цветы и плела венок.
У болотца царевна увидела цаплю. Царевна помахала цапле рукой, и в это время с её пальца упало кольцо и утонуло в болотце.
Цапля опустила клюв в водицу, подцепила клювом кольцо и вынула его из болотца. Так кольцо вернулось к царевне.
ВОПРОСЫ:
Кто гулял недалеко от дворца?
Что делала царевна?
Кого царевна увидела у болотца?
Как кольцо оказалось в болотце?
Чем подцепила цапля кольцо?

Цыплята
Мама купила двенадцать цыплят. Все цыплята были мягкие.Глаза у цыплят как пуговицы. Мама давала цыплятам то яйца,то водицу.

Колодец
Отец вырыл колодец. Там он поит овец. Маленький братец заглянул в колодец. Отец прогнал брата: «Иди к маме! Колодец глубокий».

Не надо беспокоиться
Любит Митя кататься на мотоцикле. Доедет до конца улицы и назад, а пёс Удалец остаётся дома на цепи. Он тянется к калитке, беспокоится за Митю. Когда Митя нагуляется, он подойдёт к Удальцу, обнимет его: «Не надо беспокоиться, я дома». 
Занятие 20
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков Ц-Сь-С в тексте

Курица и лисица
Курица гуляла со своими цыплятами. Вдруг появилась лиси­ца. Она хотела схватить цыплёнка. Курица увидела лисицу и кинулась на неё. Курица клевала лисицу в нос и сильно хлопала крыльями. Лисица испугалась и убралась восвояси.
ВОПРОСЫ:
С кем гуляла курица?
Кого хотела схватить лисица?
Кто кинулся на лисицу?
Как курица боролась с лисицей?

Что сделала лисица в конце концов?

                                                                        Занятие 20 а
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков Ц-Сь-С в тексте

Цыбик
У нас есть собака. Её зовут Цыбик. Цыбик - цепная собака. Она кусается. Весь день Цыбик сидит на цепи. Цыбик никого не пускает в сад. Цыбика все боятся.

Курица
У курицы цыплята. Курица водит целый день цыплят по улице. Таня зовёт: «Цып-цып-цып». Курица и цыплята бегут к крыльцу.

Цыплёнок Цып
У мамы-курицы был цыплёнок. Его звали Цып. Мама- курица не разрешала Цыпу купаться. Но Ц ып был непослушным. Однажды Цып пошёл на реку купаться. Вода в реке была холодной. Вскоре Цып заболел. Мама-курица пригласила доктора Цаплю. Цапля дала Цыпу лекарство. Через несколько дней Цып выздоровел. Цып обещал маме-курице, что никогда не будет купаться в холодной воде.
Занятие 21
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков Ц-Сь-С в тексте
Испания
Страна Испания находится на берегу тёплого моря. Весной, летом и осенью там светит солнце.
Испанцы всегда рады гостям, поэтому в Испании бывает много туристов. Туристы едут из Франции, России, Англии и из других стран.
Испанцы любят танцевать, и они готовы всех научить танце­вать испанские танцы. Некоторые иностранцы специально для этого едут в Испанию.
ВОПРОСЫ:
1)      Где находится Испания?
2)      Когда в Испании светит солнце?
3)      Почему в Испании много туристов?
4)      Из каких стран едут туристы?
5)      Что любят делать испанцы?

6)      Для чего некоторые иностранцы специально едут в Испанию?




                                                                      Занятие 21а
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков Ц-Сь-С в тексте

Любопытный цыплёнок Цып
У мамы-курицы было тринадцать цыплят. Самого маленького цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Однажды, собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.

Цапля
Весной с юга прилетели две цапли. На болоте эти цапли вывели птенцов. Целый день цапли носят своим птенцам еду.


Птица помогла
У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мостику через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идёт по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв
в воду и достал кольцо.
Занятие 22
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков С-Сь-З-Зь-Ц в тексте

Весна
Наступила весна. Засияло солнце. Растаял снег. На земле появились первые цветы и молодая зелёная травка. Просну­лись после зимней спячки звери и насекомые.
С юга прилетели цапли, скворцы и остальные перелётные птицы. Они стали вить гнёзда и выводить птенцов.
ВОПРОСЫ:
Когда растаял снег и засияло солнце?
Что появилось на земле?
Кто проснулся после зимней спячки?
Кто прилетел с юга?

Что стали делать птицы весной?



Занятие 22а
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков С-Сь-З-Зь-Ц в тексте

Кузница
В конце деревни кузница. В кузнице работают кузнецы. У кузнецов много дел. Целые дни кузнецы трудятся в кузнице. Их работа ценится.


Цапля
По болоту важно ходит цапля. У цапли длинные ноги и куцый хвост. Цапля цокает длинным клювом, смотрится в водицу, как в зеркальце. Хочется цапле поймать ящерицу.


Цыплята
У курицы появились маленькие цыплята. Цыплята вывелись из яиц. Курица зовёт цыплят: «Ко-ко-ко!». Маленькие цыплята клюют яйцо и пьют воду из блюдца.



Целый месяц
Аня очень любит слова «я» и «целый». Целыми днями они у неё на языке.
- Я целый день помогаю маме.
- Я набрала целую корзину ягод.
- Я выпила целый стакан молока.
- Я целую неделю поливала цветы.
- Я целый месяц буду вам рассказывать об этом.
- Я думаю, что целый месяц хвастаться тебе надоест, - смеётся папа.

                                                                   Занятие 23
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков С-Сь-З-Зь-Ц в тексте.
Заяц
Заяц к зиме готовится по-своему. Он меняет серый мех на белый, более тёплый. Зимой заяц сидит в снегу под кустом, и его не заметно на белом снегу. Питается заяц зимой корой осины и зелёной озимью.
Лисицы, совы, волки, люди — все охотятся за зайцем. Заяц всех боится, ему надо многого опасаться. Спасают зайца его быстрые ноги.
ВОПРОСЫ:
1)  Как готовится заяц к зиме?
2)  Почему зайца не заметно зимой?
3)  Чем питается заяц зимой?
4)  Кто охотится за зайцем?
5)  Как спит заяц?
6)  Что спасает зайца?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
1)  Что едят зайцы летом?
2)  Кто ещё из животных меняет летний мех на зимний?


Занятие 24
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков С-Сь-З-Зь-Ц в тексте.
Забота о полезных птицах
Птицы полезны. Они поедают гусениц и насекомых. Зимой птицам голодно и холодно. Надо о них позаботиться.
Дети в детском саду сделали специальную доску и посыпа­ли на неё семена для птиц. Птицы клюют семена и не боятся детей.
Взрослые ребята сделали к весне домики для птиц. Весной птицы поселятся в этих домиках и выведут в них птенцов.
ВОПРОСЫ:
1)  Чем полезны птицы?
2)  Почему надо заботиться о птицах зимой?
3)  Что сделали дети в детском саду?
4)  Что клюют птицы на специальной доске?
5)  Что сделали взрослые ребята для птиц к весне?
6)  Зачем птицам домики?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
1)  Какие птицы остаются зимовать?
2)  Какие птицы прилетают весной с юга?


Занятие 25
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков С-Сь-З-Зь-Ц в тексте.
На сенокосе
Кузя был с отцом на сенокосе. С ними отправился пёс Тузик. Отец косил траву, Кузя сгребал сухое сено, а Тузик резвился рядом.
Кузя с отцом работали, а потом отдыхали: валялись на сене, ели и пили. Вдруг из сена выползла змея. Кузя испугался и за­мер. И тут Тузик бросился на змею и загрыз её.
Кузя с отцом похвалили Тузика и дали ему самые вкусные куски мяса.
ВОПРОСЫ:
1)  Где был Кузя с отцом?
2)  Кто отправился с ними на сенокос?
3)  Что делали на сенокосе отец, Кузя и Тузик?
4)  Как отдыхали Кузя и отец?
5)  Почему Кузя испугался и замер?
6)  Что сделал Тузик?
7)  Как Кузя и отец отблагодарили Тузика за спасение от змеи?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
1)  Зачем люди заготавливают сено?
2)  Чем косят сено?
3)  Зачем сено надо сушить?



Занятие 26
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков С-Сь-З-Зь-Ц в тексте.
Москва
Москва — столица России, самый главный город в стране. Здесь работают президент и правительство.
В центре Москвы стоит Кремль. Там есть Царь-пушка и Царь-колокол. Много в Москве разных улиц. Самые известные из них — это улицы Арбат и Тверская.
Москва славится своими музеями, театрами, магазинами и церквями. Поэтому в столицу едет много туристов со всей России и из других стран.
ВОПРОСЫ:
Какой город является столицей России?
Кто работает в столице?
Что находится в центре Москвы?
Что есть интересного в Кремле?
Какие самые известные улицы в Москве?
Чем славится Москва?
Откуда едут туристы в Москву?


Занятие 27
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков С-Сь-З-Зь-Ц в тексте.
Сорванцы
Два сорванца увидели на берёзе гнездо. Они залезли на берёзу и хотели достать птенцов из гнезда. Но слетелись птицы, стали клевать сорванцов и бить их крыльями. Сорванцы спустились с берёзы и спрятались от птиц в подъезде.
Посмотрели друг на друга, а у обоих синяки и царапины на лицах и руках. Вот и наказание — нельзя разорять гнёзда.
ВОПРОСЫ:
Что увидели на берёзе два сорванца?
Куда они залезли?
Что хотели сделать сорванцы?
Как птицы защищали гнездо?
Где спрятались сорванцы от птиц?
Что было на лицах и руках у сорванцов?
За что были наказаны сорванцы?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
Чем защищаются от врагов другие животные?
Какую пользу приносят птицы?


Занятие 28
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков С-Сь-З-Зь-Ц в тексте.
Злой мальчик
Как-то раз Максим гулял на улице. Пёс Цибик грыз у крыльца кость. Максим стал пытаться отнять у Цибика кость. Цибик залаял. Тогда Максим взял палку и бросил в Цибика. Пёс цапнул Максима за ногу. Максим заплакал и показал ногу маме.
Мама сказала: «Сам виноват, терпи. И Цибику было больно. Нельзя дразнить и злить собак».
ВОПРОСЫ:
Кто гулял на улице?
Что делал Цибик у крыльца?
Почему Цибик залаял?
Почему Цибик цапнул Максима за ногу?
Кому показал ногу Максим?
Что сказала мама?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
Когда собака может напасть на человека?
Зачем люди заводят в доме собак?






Комментариев нет:

Отправить комментарий